ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПЛАН муниципального образования станица Боргустанская Предгорного района Ставропольского края (пояснительная записка)

Наименование:ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПЛАН муниципального образования станица Боргустанская Предгорного района Ставропольского края (пояснительная записка)
Дата:03.10.2013
Уровень документа:Местный
Тип документа:Основной
Статус действия:Действующий

 Арх Проект Юг

Свидетельство 01-П № 162 о допуске к подготовке проектной документации, 2012 год, Член СРО «ПРОЕКТИРОВЩИКИ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА

ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПЛАН

муниципального образования

станица Боргустанская

 Предгорного района

Ставропольского края

 

ЗАКАЗЧИК:       Администрациямуниципального образования

станица Боргустанская

Предгорного района

Ставропольского края

 

г. Ставрополь 2013 г

 Арх Проект Юг

Свидетельство 01-П № 162 о допуске к подготовке проектной документации, 2012 год, Член СРО «ПРОЕКТИРОВЩИКИ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА

ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПЛАН

муниципального образования

станица Боргустанская

Предгорного района

Ставропольского края

 

Директор                                                                                         Р.Н. Леонов

г. Ставрополь 2013 г


СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………….. 4

Цели и задачи территориального планирования…………………………………… 6

ГЛАВА I. Комплексная оценка территории и потенциал развития сельского поселения…………………………………………………………………………7

Природно-климатические условия……………………………………………………….. 8

Население…………………………………………………………………………………………… 8

Экономическая база развития муниципального образования…………………. 9

Жилая застройка. Учреждения культурно-бытового, социального, производственного и коммунального назначения……………………………………………………………….. 10

Улично-дорожная сеть………………………………………………………………………. 10

 

ГЛАВА II. Положение о территориальном планировании……………….. 11

Прогноз перспективной численности населения………………………………….. 12

Архитектурно-планировочная организация территории……………………… 13

Сохранение и охрана объектов культурного наследия………………………… 18

Охрана окружающей среды. Инженерно-геологические процессы. Санитарно-защитные и водоохранные зоны………………………………………………………………………….. 21

Санитарная очистка территории ……………………………………………………….. 26

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В соответствии с Градостроительным Кодексом РФ от 29.12.2004г. №190-ФЗ генеральный план поселения является одним из основных видов документов территориального планирования. Генеральный план определяет назначение территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений муниципального образования.

Иными словами, территориальное планирование – это планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, зон с особыми условиями использования территорий.

Генеральный план на современном этапе является документом, определяющим устойчивое развитие территории, т.е. обеспечение при осуществлении градостроительной деятельности безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечение охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений.

Генеральный план в современных условиях является регулятивным документом территориального планирования муниципального уровня.

Основные положения территориального планирования решаются с учетом анализа существующего использования территории поселения, населенных пунктов, границ территорий объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территории.

Руководствуясь нормами действующего законодательства и условиями договора от 14 августа 2013г № 140813, ООО «Арх Проект Юг» разработан проект генерального плана муниципального образования станица Боргустанская Предгорного района Ставропольского края (далее по тексту – генеральный план поселения). Проект определяет основные идеи градостроительного развития на первую очередь строительства до 2023 года. Расчетный срок определен до 2033 года.

Подготовка проекта генерального плана поселения осуществлялась с учетом положений Схемы территориального планирования Ставропольского края (Гипрогор, Москва 2006 г.), проекта Схемы территориального планирования Предгорного муниципального района Ставропольского края, корректировки генерального плана станица Боргустанская и других документов и материалов, предоставленных заказчиком.

Проект разработан в соответствии с требованиями:

— Градостроительного кодекса РФ.

— Земельного кодекса РФ.

— Водного кодекса РФ;

— Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»;

— Федерального закона от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ»;

— Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;

— Федерального закона от 14.03.1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых территориях»;

— Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»;

-Постановления Правительства Российской Федерации от 26.04.2008 г. № 315 «Об утверждении Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации»;

— СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений»;

— СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов»;

— СП 42.13330.2011 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений»;

— ТСН 30-312-2066 Ставропольского края «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений Ставропольского края. Часть 1. Селитебные территории»;

— Закона Ставропольского края от 01.03.2005 № 9-кз «Об административно-территориальном устройстве Ставропольского края»;

— Закона Ставропольского края от 12.07.2006 г. № 57-кз «О территориальном планировании и планировке территории в Ставропольском крае»;

— Закона Ставропольского края от 24 декабря 2010 г. № 109-кз «О программе социально-экономического развития Ставропольского края на 2010-2015 годы»;

— Закона Ставропольского края от 25 августа 2004 г. № 75-кз «Об установлении границ муниципальных образований в Предгорном районе Ставропольского края»;

— Закона Ставропольского края от 16.03.2006г. № 14-кз «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) в Ставропольском крае»;

 — Стратегии социально-экономического развития Ставропольского края  до 2020 г. и на период до 2025г., утвержденной распоряжением Правительства Ставропольского края от 15.07.2009г. № 221-рп;

— Стратегии социально-экономического развития Предгорного муниципального района Ставропольского края на период до 2020 г.;

— технических регламентов и иных градостроительных, санитарных, противопожарных норм.

Внесение изменений в генеральный план осуществляется в соответствии со статьями 9, 24 и 25 Градостроительного кодекса Российской федерации.

Внесение в генеральный план изменений, предусматривающих изменение границ населенных пунктов в целях жилищного строительства или определения зон рекреационного назначения, осуществляется без проведения публичных слушаний.

Согласно требованиям Градостроительного кодекса РФ (ст. 26) реализация генерального плана поселения осуществляется посредством подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с генеральным планом поселения, принятия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, решений о резервировании земель, об изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд, о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую, создания объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения на основании документации по планировке территории.

Цели и задачи территориального планирования

 

Целью разработки Генерального плана муниципального образования станица Боргустанская является определение назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечение учёта интересов граждан и их объединений.

В соответствии с градостроительным Кодексом Российской Федерации генеральный план определяет стратегию функционально-пространственного развития территорий поселения и устанавливает перечень основных мероприятий по формированию благоприятной среды жизнедеятельности.

Исходя из этого, основными задачами, решаемыми при разработке генерального плана муниципального образования станица Боргустанская являются следующие:

—     анализ внешних и внутренних факторов и предпосылок социально-экономического и пространственного развития поселения;

—     ориентации на внутренние ресурсы, а также на современный природный, экономический и социальный потенциалы;

—     формирование социальной и транспортной инфраструктуры поселения, обеспечивающей максимум удобств для проживания и трудовой деятельности населения;

—     повышение устойчивости природно-экологического каркаса;

—     сохранение историко-культурного, ландшафтного и архитектурно-пространственного своеобразия сельского поселения, а также всех населенных пунктов входящих в его состав.

Первичным этапом для разработчиков градостроительной документации был анализ существующего положения, с учётом всех планировочных ограничений, определение отличительных особенностей населённого пункта станица Боргустанская, уникальности мест их расположения, оценка их потенциальных возможностей для развития, выявление направлений и территорий развития различных функциональных зон населённых пунктов – селитебных, промышленных, рекреационных, расчётов перспективной численности населения.

Комплексный градостроительный анализ территории сельского поселения стал основой для проектного зонирования территории с учетом экологических, историко-культурных, социально-экономических и других планировочных факторов оценки, позволил выявить основные планировочные ограничения и целесообразные направления градостроительной реорганизации и развития муниципального образования станица Боргустанская.

 

ГЛАВА I. КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА ТЕРРИТОРИИ

И ПОТЕНЦИАЛ РАЗВИТИЯ ПОСЕЛЕНИЯ

 

Муниципальное образование станица Боргустанская Предгорного района Ставропольского края является сельским поселением (далее по тексту – поселение) в соответствии с Законом Ставропольского края от 4 октября 2004 года № 88-кз «О наделении муниципальных образований Ставропольского края статусом городского, сельского поселения, городского округа, муниципального района».

 Станица Боргустанская расположена в южной части Ставропольского края и находится в 35 км к западу  от административного центра Предгорного района — станицы Ессентукская, а так же в 30 км от г. Ессентуки, — в 45 км от г. Кисловодска и 50 км от г. Пятигорска.

Территория поселения входит в состав Предгорного муниципального района Ставропольского края.

Территорию поселения составляют исторически сложившиеся земли населенного пункта  станица Боргустанская, прилегающие к нему земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения поселения, рекреационные земли, земли для развития поселения.

Административным центром поселения является станица Боргустанская.

Общая площадь территории муниципального образования – 22.973 га.

Граница поселения установлена Законом Ставропольского края от 25 августа 2004 г. № 75-кз «Об установлении границ муниципальных образований в Предгорном районе  Ставропольского края».

Муниципальное образование граничит с территориями:

на северо — западе: МО станица Бекешевская;

на севере:  МО Суворовский сельсовет;

на востоке:МО Урожайный сельсовета;

на юго- востоке: МО Яснополянский сельсовета;

на юго-западе : земли Карачаево-Черкесской республики.

Природно-климатические условия

Муниципальное образование станица Боргустанская расположена на отрогах Боргустанского хребта. Территория станицы расположена в IV агроклиматической зоне края, характеризующейся достаточным увлажнением. Климат умеренно-влажный со сравнительно мягкой зимой. В геоморфологическом отношении, территория станицы приурочена к предгорной аллювиальной равнине. Эрозийные формы рельефа на территории станицы выражены слабо. Рельеф представляет собой равнину, характерную для Пятигорского вулканического района. В геологическом строении принимают участие четвертичные аллювиально-делювиальные суглинки и глины, нередко с обломочным материалом и суммарной мощностью от 4,0 до 10,0 м и более. Ниже прослеживаются мощные третичные глины и мергели. Преобладающими почвенными разностями являются типичные выщелоченные черноземы по механическому составу суглинистые. Грунтовые воды на территории станицы залегают на глубине более 3,0м.

Среднегодовая температура воздуха составляет +8,1С. Абсолютная максимальная температура воздуха +39С, минимальная — 32С. Расчетная температура для отопления — 20С. Средняя продолжительность безморозного периода составляет 160 дней в году. Средняя глубина снежного покрова — 25 см. Средняя глубина снежного покрова — 25см. Средняя глубина  промерзания почвы-80 см. Среднее количество осадков 536мм. Преобладающими ветрами являются восточные и юго-восточные направления.

 

 Население

 

Население сельсовета по состоянию на 1 января 2013 года составляет 4346 человек.

Современный баланс численности населения муниципального образования по возрастному составу представлен в таблице 2:

Таблица 2

№ п/п Возрастные группы

 населенияНаселение

(чел.)Удельный вес возрастных групп

(%) Дошкольный возраст (0-6 лет)46610,7 Школьный возраст (7 – 15 лет)51511,8 Трудоспособный возраст:

(мужчины 16-59 лет)

(женщины 16-54 лет)218250,2 Пенсионный возраст106324,5Всего4346100

 

Современный баланс численности населения по возрастному составу в разрезе населенного пункта представлены в таблице 3.

Таблица 3

№ п/п Возрастные группы населения Население

(чел.)Удельный вес возрастных групп

(%)1234Станица Боргустанская Дошкольный возраст (0-6 лет)46610,7 Школьный возраст (7 – 15 лет)51511,8 Трудоспособный возраст:

(мужчины 16-59 лет)

(женщины 16-54 лет)218250,2 Пенсионный возраст106324,5Всего4346100

 

Экономическая база развития муниципального образования

 

Станица Боргустанская — населенный пункт сельскохозяйственного назначения, туристического направления, располагает благоприятными предпосылками социально-экономического развития. По объему выпускаемой продукции ведущее место занимают предприятия сельскохозяйственного назначения.

 Торговое и бытовое обслуживание населения осуществляют 11 частных торговых точек, а также ООО  «Боргустанское КООП», пекарня и парикмахерская.

Доля жителей, работающих на предприятиях — 55 % от численности занятого в экономике населения.

Основой экономики станицы Боргустанская является производство состоящее из крестьянско-фермерских хозяйств и сферы обслуживания;

В станице Боргустанская зарегистрировано 80 малых индивидуальных предприятий, 22 хозяйствующих субъекта. Наиболее привлекательной для данной структуры является сфера торговли — более 50% работающих в малом бизнесе.

 

Жилая застройка. Учреждения культурно-бытового, социального, производственного и коммунального назначения

 

Основная часть жилищного фонда муниципального образования представлена в основном кирпичными одноэтажными жилыми домами с приусадебными участками.

На территории муниципального образования станица Боргустанская в капитальных зданиях, построенным по проектам, имеются — общеобразовательная школа на 380 мест, учится 567 учащихся, детский сад на 150 мест, Боргустанская участковая больница «Предгорный ЦРБ» на 20 мест, станция скорой медицинской помощи 1 шт., поликлиника на 30 посещений в смену, фельшерско-акушерский пункт(находится в больнице), аптека 1 шт. — 72 кв.м., сельский клуб 200 мест, библиотека на 10788 книг, продовольственный магазин 3496 кв.м., непродовольственный магазин 120 кв.м., кафе 1 шт. на 36 мест. Отделение банка 14,6 кв.м., почтовое отделение 42 кв.м., отделение связи 16,3 кв.м., милиция 12 кв.м., пожарная часть ПЧ — 220 кв.м., физкультурно-оздоровительная площадка 1800 кв.м., общественная уборная 4 шт., кладбище традиционного захоронения 1шт. -3,7 га.  В станице имеется станичный парк, место общего пользования населения, построена физкультурно-оздоровительная площадка.

  Улично-дорожная сеть

 

Улично-дорожная сеть представляет собой сложившуюся сеть улиц и проездов, обеспечивающих внешние и внутренние связи на территории муниципального образования с производственной зоной, с кварталами жилых домов, с общественной зоной.

В составе улично-дорожной сети выделены улицы и дороги следующих категорий:

— поселковые дороги, по которым осуществляется транспортная связь населенного пункта с внешними дорогами;

— главные улицы, обеспечивающие связь жилых территорий с общественным центром;

— улицы в жилой застройке (жилые улицы). По этим улицам осуществляется транспортная связь внутри жилых территорий и с главными улицами;

— пешеходные улицы – по ним осуществляется связь с учреждениями и предприятиями обслуживания, в том числе в пределах общественного центра.

Внешние связи осуществляются по автодороге Ессентуки — станица Боргустанская. Главной улицей станицы является ул. Красная, по которой осуществляется связь жилых кварталов с общественным центром станицы и производственной зоной.

Площадь дорог 80 га, протяженность дорог с твердым покрытием 60 км. Поперечные профили улиц и дорог колеблется в пределах 25-35 м. Площадь скверов и парков — 2 га., леса — 69 га.

 

ГЛАВА II. ПОЛОЖЕНИЕ О ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ ПЛАНИРОВАНИИ

Территориальное планирование — планирование устойчивого развития территорий с целью обеспечения безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечение охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений.

Одним из мероприятий территориального планирования является функциональное зонирование, в результате которого выделены следующие зоны: жилая, общественная, производственная и рекреационная.

Функциональное зонирование предусматривает упорядочивание существующего использования территории в целях эффективного развития каждой зоны и улучшения условий проживания.

Размещение функциональных зон обусловлено существующей ситуацией, наличием общественных зданий, радиусов обслуживания, водоемов и существующих зеленых насаждений.

Генеральным планом муниципальное образование станица Боргустанская сохраняется в своих существующих границах на занимаемой площади 22.973 га.

Проектом не предусматривается включение в границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, лесного фонда, а также исключение из границ этих населенных пунктов земельных участков, которые планируется отнести к категории земель сельскохозяйственного назначения.

Генеральный план предусматривает дальнейшее развитие существующей территориально-планировочной структуры в увязке со вновь осваиваемыми территориями, комплексное решение экологических и градостроительных задач, развитие системы внешнего транспорта. Одной из главных задач проекта является градостроительный прогноз перспективного направления развития поселения на первую очередь строительства (до 2023 г.), на расчетный срок (до 2033 г.)

Прогноз перспективной численности населения

 

Динамика изменения численности населения станица Боргустанская по данным Всероссийской переписи населения 2002 года с учетом переписи 1989 года. Численность населения села за период 1989-2013   год увеличивается  с 3925 до 4346 человека.

Таблица 4

Наименование

населенного пунктаГоды198920022013Станица Боргустанская392541754346

 

В связи с небольшой численностью населения и небольшим естественным приростом, целесообразно вести расчет перспективной численности населения на первую очередь строительства и на расчетный срок, принимая коэффициент прироста населения по Предгорному району.

Расчет численности населения станица Боргустанская произведен экстраполяционным методом по среднегодовому показателю естественного прироста населения за период 1989 – 2002 год, составляющему 0,5% в год на первую очередь строительства и на расчетный срок.

Расчет численности населения с учетом среднегодового естественного прироста населения выполнен на первую очередь строительства (2023 г.) и на расчетный срок (2032 г.) по формуле:

Нп = Нс х (1+Рр)/100)Тр,

Нр = Нс х (1+Рр)/100)Тр, где

Нп – ожидаемая численность населения на первую очередь;

Нр – ожидаемая численность населения на расчетный срок;

Нс – существующая численность населения на исходный срок;

Рр – среднегодовой процент изменения численности населения на первую очередь и расчетный срок с учетом прироста.

Тр – число лет.

Подставив значение в формулу, получим предполагаемую численность населения станица Боргустанская:

Нп =4346 х (1+0,5/100)10 = 4568

Нр = 4346 х (1+0,5/100)20 = 4802

Принимаемая за основу для проектирования ожидаемая проектная   численность населения станица Боргустанская составит на 2023г. — 4568 человека, на расчетный срок 2033г. — 4802 человек.

 

Таблица 5

Фактическая По проекту
1989г. 2002г. 2013г. Первая очередь Расчетный срок
станица Боргустанская 3925 4175 4346 4568 4802

Потребность в новых селитебных территориях принимаем согласно СП 42.13330.2011 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» по укрупненным показателям в расчете на 1000 чел.: в сельских поселениях с преимущественно усадебной застройкой — 40 га.

Полученные данные представлены в таблице 6:

Таблица 6

п/пНаименование

населённых пунктовПрирост численности населения (чел)Средний размер семьи (чел)Требуемая территория (га)1-ая очередьРасчетный срок1ая очередьРасчетный срок1станица Боргустанская456848024183192

 

Жилищная обеспеченность (для предполагаемой численности) населения на первую очередь строительства составит: для ст-цы Боргустанская  — 82224 м2 общей жилой площади,  из расчета 18 м2 на человека, на расчетный срок: для ст-цы Боргустанская  — 86436 м2 общей жилой площади.

 

Архитектурно-планировочная организация территории

 

Архитектурно-планировочная организация территории станица Боргустанская предусматривает формирование функциональных зон и планировочной структуры с учетом природных условий, сложившейся застройки, территориального развития  и планировочных ограничений.

Функциональное назначение зоны и её размещение в планировочной структуре определяет систему градостроительных требований по её использованию. Проектом предлагается формирование основных функциональных зон на территории населенного пункта: жилой, общественной, производственной, рекреационной.

В основу организации жилой зоны положена сложившаяся сетка улиц и дорог с существующими жилыми кварталами, а также размещение сложившегося общественного центра. Проектом предлагается развитие центра станицы в северном, северо-восточном и юго-западном направлении за счет существующих жилых кварталов в виде жилых массивов.

Общественная зона размещается вдоль ул. Кооперативной, Красной и Буденного, вокруг станичного парка, с административными и торговыми зданиями, обеспечивающими культурно-бытовое обслуживание населения станицы. Общественная зона включает территорию школы, детского сада, здание почты, дома культуры, кафе и магазины. К рекреационной зоне, предназначенной для отдыха населения станицы, относится парк, подлежащий реконструкции и благоустройству. В основе планировочной структуры станицы лежит четкая структура сложившихся улиц и дорог, ориентированных с юго-запада на северо-восток, что придает станице четкую линейную планировочную структуру с кварталами прямоугольных очертаний.

 Размер приусадебных участков выделяемых под новое строительство по решению администрации составляет 0,03 – 0,07  га. Выделение резервных территорий для нового строительства   предусмотрено в сложившихся кварталах за счет застройки свободных участков.

Также за расчетный срок планируется строительство жилого поселка Молодежный, в северо-западной части населенного пункта. Строительство возможно только при рекультивации скотомогильника, находящегося  на северо-западе станицы.

Расчет необходимых объемов культурно-бытового строительства на расчетный срок проводился на основании СП 42.13330.2011  «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» и приведен в таблицах 7.

  

Расчет объемов культурно-бытового строительства для станица :

 

Таблица 7

№ п/п Наименование Ед. измер. Норма по СП 42.13330.2011 Нормативная потребность для 4802 чел. В том числе Размеры зем.уч. проектир. объектов (га) Примечание
сохраняемая требуется

запроектировать1234567891Детские дошкольные учреждения (детей до 7 лет)Мест85%

обеспеченности

437

1502870,3 гаПроцент детей дошкольного возраста 10,7% или 514 чел из 4802 чел, 85% — 437 чел.2Общеобразовательные школы

 

— дети от 7 до 15 летучащиеся100%

охвата5673801870,2 гаПроцент детей школьного возраста 11,8% или 567 чел. из 4802 чел.- от 15-17 летучащиеся75%425380450,1 га-3Межшкольный учебно-производственный комбинатместо8% от общего числа школьников45-45-По заданию4Внешкольные учрежденияместо10% от общего числа школьников57-57-По заданию5Стационарные больницыкоек13,47

на 1 тыс. жителей652045-По заданию6Поликлиники, амбулатории, диспансеры без стационара  (ФАП)Посещений в смену

объект18,15

на 1 тыс. жителей8730570,2 га-7Аптекиучрежденияпо заданию11—8Станции скорой медицинской помощиАвтомоб.1 на 5 тыс. жителей11—При ФАП9Спортивные залы общего пользованиям2 пола70 на 1 тыс. чел336-

336-При школе10Бассейны крытые и открытые общего пользованиям2 зеркала воды20 на 1 тыс. чел96-96-По заданию11Клубы или учреждения клубного типапосетительские  места

от 1-2тыс. жит.300-230

(265)

на 1 тыс. жителей12722001072-По заданию12Библиотекитыс. ед. хранения6,75 на 1 тыс. чел.321121-При клубе13Магазины продовольственных и

непродовольственных товаровм2 торговой площади300 на 1 тыс. чел.14403616-

-14Предприятия общественного питанияместо40 на 1 тыс. чел.192361560,2 га-15Предприятия бытового обслуживаниярабочее место7 на 1 тыс. чел.34-340,1 га-16Баниместо7 на 1 тыс. чел.34-340,1 га-17Отделение связиоперац. место1 на 1,5-2,0 тыс. жит.11—18Отделение банковоперационное место1  на 1,0 -2,0 тыс. чел.11—19Гостиницыместо6 на 1 тыс. чел.29-29-г. Ессентуки20Кладбище традиционного захороненияга0,24 на 1 тыс. чел.1,23,7—

 

Для строительства объектов культурно-бытового назначения необходимо 1,2 га.

Сохранение  и охрана объектов культурного наследия

 

На территории муниципального образования станица Боргустанская расположены объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) местного значения, подлежащие государственной охране и внесенные в Список памятников истории и культуры Ставропольского края, утвержденный решением Исполнительного комитета Ставропольского краевого Совета народных депутатов от 01.10.1981г. № 702:

 

№ п/п Наименование объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) Датировка

Памятник советским войнам, погибшим в боях с фашистами.

(Братская могила 545 бойцов и командиров 2-й Южно-Осетинской бригады, погибших в сентябре 1920 года и воинов, погибших в годы Великой Отечественной войны)

1920-1943
Памятник В.И.Ленину 1966

Кроме того, на территории муниципального образования расположено большое количество выявленных памятников археологии, которые согласно Приказу Министерства культуры Ставропольского края от 22.02.2008г. № 96 до включения их в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации также подлежат охране в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации и Ставропольского края по охране и использованию объектов культурного наследия (памятников истории и культуры).

В целях обеспечения сохранности объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) в их исторической среде на сопряженных с ними территориях устанавливаются зоны охраны памятников истории и культуры. Необходимый состав зон определяется проектом зон охраны объекта культурного наследия. Порядок разработки и утверждения, требования к режиму использования земель в границах данных зон установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2008 года № 315 «Об утверждении Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации», Законом Ставропольского края от 16.03.2006г. № 14-кз «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) в Ставропольском крае».

До разработки и утверждения проектов зон охраны объектов культурного наследия устанавливаются временные зоны охраны памятников истории и культуры в соответствии с Приказом Министерства культуры Ставропольского края от 18.04.2003 № 42 «Об утверждении временных проектов зон охраны памятников истории и культуры и установлении временных охранных зон». Установлена временная зона охраны памятников истории и культуры — 20 м.

Использование земельных участков, расположенных в пределах временных зон охраны памятников истории и культуры осуществляется с учетом следующих требований:

а) запрещение строительства, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и восстановление (регенерацию) историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия;

б) ограничение капитального ремонта и реконструкции объектов капитального строительства и их частей, в том числе касающееся их размеров, пропорций и параметров, использования отдельных строительных материалов, применения цветовых решений, особенностей деталей и малых архитектурных форм;

в) ограничение хозяйственной деятельности, необходимое для обеспечения сохранности объекта культурного наследия, в том числе запрет или ограничение размещения рекламы, вывесок, построек и объектов (автостоянок, временных построек, киосков, навесов и т.п.), а также регулирование проведения работ по озеленению;

г) обеспечение пожарной безопасности объекта культурного наследия и его защиты от динамических воздействий;

д) сохранение гидрогеологических и экологических условий, необходимых для обеспечения сохранности объекта культурного наследия;

е) благоустройство территории охранной зоны, направленное на сохранение, использование и популяризацию объекта культурного наследия, а также на сохранение и восстановление градостроительных (планировочных, типологических, масштабных) характеристик его историко-градостроительной и природной среды, в том числе всех исторически ценных градоформирующих объектов;

ж) обеспечение визуального восприятия объекта культурного наследия в его историко-градостроительной и природной среде, в том числе сохранение и восстановление сложившегося в природном ландшафте соотношения открытых и закрытых пространств;

з) сохранение исторически сложившихся границ земельных участков, в том числе ограничение их изменения при проведении землеустройства, а также разделения земельных участков;

и) иные требования, необходимые для обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом и ландшафтном окружении.

На территории временных зон охраны объекта культурного наследия запрещается размещение взрыво-пожароопасных объектов, продуктопроводов, новых промышленных предприятий, транспортно-складских, мелиоративных и других сооружений, создающих грузовые потоки, загрязняющих воздушный и водный бассейн, вызывающих подтопления.

Проектирование и проведение землеустроительных, земляных, строительных и иных хозяйственных работ на территории временных зон охраны объекта культурного наследия проводятся в порядке, предусмотренном ст. 35 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

До разработки и утверждения проектов зон охраны памятников археологии или карт-схем их расположения устанавливаются временные зоны охраны памятников археологии и границы их распространения в соответствии с Приказом Министерства культуры Ставропольского края от 12.09.2000 № 129 «Об установлении временных зон охраны памятников археологии и границ их распространения».

При рассмотрении на предмет согласования земельных отводов и проектной документации на прокладку (строительство, реконструкцию, расширение, ремонт) магистральных трубопроводов, транспортирующих нефть, природный газ, нефтепродукты, нефтяной и искусственный углеводородные газы, сжиженные углеводородные газы, нестабильный бензин и конденсат, жидкий аммиак, необходимо применять расстояния от оси трубопроводов до объектов археологического наследия и их зон охраны, установленные действующими строительными нормами и правилами (СНиП) по проектированию магистральных трубопроводов, которые обеспечивают возможность научного изучения и музеефикации археологических объектов и их зон охраны, размещения временных жилищ и полевых станов, отдельных строений и массового скопления людей.

Любые работы и действия, за исключением полевых сельскохозяйственных работ, производимые в пределах границ временных охранных зон памятников археологии, могут выполняться только по получении от краевого органа охраны памятников истории и культуры письменного разрешения на производство работ в охранной зоне памятника истории и культуры.

В случае принятия решения о научном изучении объекта археологического наследия, расположенного на землях сельскохозяйственного использования, полевые сельскохозяйственные работы в пределах границ временных охранных зон объектов археологического наследия производятся землепользователями с предварительного письменного уведомления краевого органа охраны и использования памятников истории и культуры и представления схемы подъезда транспорта и других средств к памятнику и его охранной зоне.

В целях выполнения требований Федерального закона от 25.06.2002 г №73 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и в связи с возможным наличием на территории муниципального образования не выявленных в настоящее время памятников исторического, археологического наследия, необходимо проводить обязательное согласование всех отводов земельных участков с государственным органом охраны памятников истории и культуры – министерством культуры Ставропольского края.

Во исполнение полномочий по сохранению, использованию, популяризации и охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения, администрации станица Боргустанская необходимо организовать работу по разработке, утверждению проектов зон охраны объектов культурного наследия и установлению специальных режимов использования земель в границах данных зон.

 

Охрана окружающей среды.

Инженерно-геологические процессы.

Санитарно-защитные и водоохранные зоны.

 

Наиболее важным направлением разработки проекта генерального плана муниципального образования станица Боргустанская является обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания  населения и ограничение негативного воздействия на природную среду.

Создание безопасной и благоприятной среды жизнедеятельности предполагает соблюдение санитарных, санитарно-защитных норм, соблюдение функционального зонирования территории села. Общие экологические требования в отношении охраны окружающей среды, соблюдение которых обязательно при использовании территорий, установлены законодательными и нормативными техническими документами.

Согласно перечню городов и населенных пунктов Ставропольского края, подверженных воздействию опасных геологических процессов по «Рекомендациям по инженерной защите территории Ставропольского края от воздействия опасных геологических процессов» (1996г.) ст. Боргустанская имеет низкую категорию опасности комплексного воздействия геологических процессов.

В соответствии со Схемой территориального планирования Ставропольского края (Гипрогор, Москва-2006г.) сейсмичность территории          станица Боргустанская составляет 8 баллов. Территория поселения имеет среднюю категорию  опасности комплексного воздействия геологических процессов, на территории муниципального образования отмечается водная и ветровая эрозия почвы, набухание, подтопление и оползни.

Необходимо принимать обоснованные решения по использованию территорий с учетом указанных процессов, выполнять  инженерные изыскания при проектировании и строительстве объектов, при освоении территорий под застройку, осуществлять необходимые мероприятия по инженерной подготовке.

Территория населенного пункта, расположенного на территориях подверженных подтоплению,  должна быть защищена от подтопления грунтовыми водами с проведением необходимых инженерно-технических мероприятий в соответствии со СНиП 2.06.15-85   «Инженерная защита от затопления и подтопления».  Мероприятия по защите территории от подтопления связаны с инженерной подготовкой территории, которая проводится с целью обеспечения пригодности территории для строительства созданию оптимальных санитарно-гигиенических, микроклиматических условий, сохранению и улучшению окружающей природной среды. В качестве мероприятий по инженерной подготовки территории необходима  организация быстрого отвода поверхностных вод  с подтопляемых территорий поселения.

Основными источниками загрязнения окружающей среды на территории поселения являются производственные объекты, автомобильный транспорт, кладбище, объекты размещения отходов производства и потребления, объекты размещения биологических отходов (биотермические ямы).

Одним из основных мероприятий по охране среды обитания человека является установление санитарно-защитных зон (СЗЗ) вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.

Санитарно-защитная зона (СЗЗ) является обязательным элементом любого объекта, который является источником воздействия на среду обитания и здоровье человека. В соответствии с СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» на генеральном плане определены нормативные санитарно-защитные зоны с указанием их размеров.

Ширина санитарно-защитной зоны может быть сокращена с установлением минимальной величины при достаточном обосновании и согласовании с органами санитарного надзора.

В границах санитарно-защитной зоны не допускается размещать: жилую застройку, включая отдельные жилые дома, ландшафтно-рекреационные зоны, зоны отдыха, территории курортов, санаториев и домов отдыха, территории садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков, а также другие территории с нормируемыми показателями качества среды обитания; спортивные сооружения, детские площадки, образовательные и детские учреждения, лечебно-профилактические и оздоровительные учреждения общего пользования.

В границах санитарно-защитной зоны и на территории объектов других отраслей промышленности не допускается размещать объекты по производству лекарственных веществ, лекарственных средств и (или) лекарственных форм, склады сырья и полупродуктов для фармацевтических предприятий; объекты пищевых отраслей промышленности, оптовые склады продовольственного сырья и пищевых продуктов, комплексы водопроводных сооружений для подготовки и хранения питьевой воды, которые могут повлиять на качество продукции.

Допускается размещать в границах санитарно-защитной зоны промышленного объекта или производства:

— нежилые помещения для дежурного аварийного персонала, помещения для пребывания работающих по вахтовому методу (не более двух недель), здания управления, конструкторские бюро, здания административного назначения, научно-исследовательские лаборатории, поликлиники, спортивно-оздоровительные сооружения закрытого типа, бани, прачечные, объекты торговли и общественного питания, мотели, гостиницы, гаражи, площадки и сооружения для хранения общественного и индивидуального транспорта, пожарные депо, местные и транзитные коммуникации, ЛЭП, электроподстанции, нефте- и газопроводы, артезианские скважины для технического водоснабжения, водоохлаждающие сооружения для подготовки технической воды, канализационные насосные станции, сооружения оборотного водоснабжения, автозаправочные станции, станции технического обслуживания автомобилей.

На территориях санитарно-защитных зон кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения не разрешается строительство зданий и сооружений, не связанных с обслуживанием указанных объектов, за исключением культовых и обрядовых объектов. Территория санитарно-защитных зон кладбищ должна быть спланирована, благоустроена и озеленена, иметь транспортные и инженерные коридоры.

Санитарно-защитная зона или какая-либо ее часть не может рассматриваться как резервная территория объекта и использоваться для расширения промышленной или жилой территории без соответствующей обоснованной корректировки границ санитарно-защитной зоны.

В целях предупреждения и предотвращения микробного и химического загрязнения поверхностных вод, предотвращения загрязнения, засорения, заиления и истощения водных объектов, сохранения среды обитания объектов водного, животного и растительного мира в соответствии с Водным кодексом РФ на схеме генерального плана поселения отображены водоохранные зоны:

—         река Кума — 200м;

—         балка Забарина — 100м;

—         река Большая Дарья — 100м;

—         река Малая Дарья — 100м;

—         река Большая Бугунта -100м;

—         река Белая Речка — 100м;

—       река Малая Бугунта — 100м;

—       балка Ивановка — 100м;

—       река Бугунта — 100м;

—       балка Бурун — 100м;

—       балка Соколова — 100м;

—       река Дарья — 100м;

—       балка Гнилушка — 100м;

—       балка Подошва — 100м;

—       балка Глубокая — 100м;

—       балка Лучкина — 100м;

—       балка Ореховая — 100м;

—         балка Камышовка — 50 м;

—       балка Черенкова — 50 м;

—       балка Байкова — 50м;

—       балка Рыболовка — 50м;

—         балка Топка — 50м;

—         балка Солонькова — 50м;

—         балка Воровская — 50м;

—         балка Гаврищева — 50м;

—         балка Калиновка — 50м;

—         балка Прогонная — 50м;

—         балка Мокрая Кизиловка — 50м;

—         балка Широкая Лощина — 50 м;

—         балка Синенькая —50м;

—         балка Долгенькая — 50 м;

—         балка Джигупихина — 50 м;

—         река Белая Мечетка — 50 м;

—         балка Волчья — 50 м;

—       балка Кумская —50м;

—       балка Казиная — 50м;

— охранная зона от родников — 50 м.

В границах водоохранных зон запрещаются:

1) использование сточных вод для удобрения почв;

2) размещение кладбищ, скотомогильников, мест захоронения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов захоронения радиоактивных отходов;

3) осуществление авиационных мер по борьбе с вредителями и болезнями растений;

4) движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие.

В границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды.

В границах прибрежных защитных полос наряду с установленными частью 15 статьи 65 Водного кодекса РФ ограничениями запрещаются:

1) распашка земель;

2) размещение отвалов размываемых грунтов;

3) выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн.

Земельные участки в пределах прибрежных защитных полос предоставляются для размещения объектов водоснабжения, рекреации, рыбного и охотничьего хозяйства, водозаборных, портовых и гидротехнических сооружений при наличии лицензий на водопользование, в которых устанавливаются требования по соблюдению водоохранного режима.

Установление на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, в том числе посредством специальных информационных знаков, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования.

Ширина береговой полосы  река Кума; балка Забарина;  река Большая Дарья;   река Малая Дарья; река Большая Бугунта; река Белая Речка;  река Малая Бугунта; балка Ивановка; река Бугунта;  балка Бурун; балка Соколова; река Дарья; балка Гнилушка; балка Подошва; балка Гаврищева; балка Глубокая;  балка Лучкина; балка Ореховая — составляет 20 м, а балка Байкова; балка Рыболовка; балка Черенкова; балка Камышовка; балка Топка; балка Солонькова; балка Воровская; балка Калиновка; балка Прогонная; балка Мокрая Кизиловка; балка Широкая Лощина; балка Долгенькая; балка Джигупихина; река Белая Мечетка; балка Волчья; балка Кумская; балка Казиная; балка Синенькая — 5 м.

Ширина прибрежной защитной полосы р.  Кума  составляет 40 м.

На территории станицы Боргустанская имеются арт. скважины, от которых установлена зона санитарной охраны – 50м.

Каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств.

Приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом РФ, а также земельных участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территорий общего пользования, запрещается.

 

Санитарная очистка территории

 

В целях соблюдения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, правил сбора, утилизации и уничтожения биологических и твердых бытовых отходов, разработана «Схема размещения природоохранных объектов в области обращения с отходами на территории Ставропольского края». В соответствии с данным документом, поселения муниципального образования станица Боргустанская отнесена к полигону  ООО «Арго» г. Ессентуки.  При  реализации мероприятий краевой целевой программы «Отходы  производства и потребления в Ставропольском  крае на  2009 — 2013 годы» и в соответствии с  проектом «Генеральной схемы очистки территорий населенных пунктов  Предгорного района Ставропольского края», разработанной в 2008 г. ООО «Ставропольоргтех стром», вывоз отходов будет осуществляться на полигон ООО «Арго» г. Ессентуки, который расположен в 13-14 км от станицы Боргустанская. Несанкционированные свалки бытовых отходов, являющиеся источниками загрязнения  природной среды, необходимо ликвидировать с последующей рекультивацией  территорий  в соответствии  с требованиями «Санитарных правил содержания территорий населенных мест» СанПиН 42-128-4690-88).

Очистка территорий населенных пунктов является важным мероприятием по охране окружающей среды. Генеральная схема очистки — проект, направленный на решение комплекса работ по организации, сбору, удалению, обезвреживанию бытовых отходов и уборке территорий.

Вывоз отходов необходимо осуществлять в соответствии с разработанным проектом «Генеральная схема очистки территорий населенных пунктов Предгорного муниципального района Ставропольского края» в зональный отходоперерабатывающий центр, до его строительства — на полигон ТБО, с учетом организации сортировки и переработки отходов и их дальнейшего захоронения.

Очистка территории осуществляется в соответствии с требованиями «Санитарных правил содержания территорий населенных мест» (СанПиН 42-128-4690-88).

Основными положениями организации системы санитарной очистки являются:

1. Сбор, транспортировка и удаление твердых бытовых отходов (ТБО), а также всех видов отходов.

2. Обезвреживание и утилизация всех отходов.

3. Организация сбора и удаление вторичного сырья.

4. Очистка неканализованных зданий от жидких отходов.

5. Сбор, удаление и обезвреживание специфических отходов.

6. Удаление, обезвреживание и переработка неутилизируемых инертных промышленных отходов.

7. Уборка территорий от мусора, смета снега, мытье усовершенствованных покрытий.

8. Организованная обработка трупов животных методом обеззараживания в яме типа «Беккари».

Организация системы санитарной очистки надлежащим образом чрезвычайно актуальна вследствие гидравлической зависимости водных систем от состояния территории селитебной и производственных зон, от состояния почвы.

Нормы накопления отходов принимаются в соответствии со степенью благоустройства согласно СНиП 2.07.01-89.