Разъяснения законодательства РФ

Изменены Правила противопожарного режима

Правительство РФ внесло корректировки в действующие Правила противопожарного режима (постановление Правительства РФ от 20 сентября 2016 г. № 947). В первую очередь они касаются размещения детей в зданиях, предназначенных для летнего детского отдыха. Во-первых, оно запрещено на этаже с одним эвакуационным выходом.

Кроме того, размещение не допускается в мансардных помещениях таких зданий, если они построены из деревянных конструкций. Запрет распространяется на построенные из таких конструкций здания для детского летнего отдыха в целом — если в них находится более 50 детей.

Новое постановление Правительства РФ также конкретизировало понятие объекта с массовым скоплением людей — имеется в виду 50 и более человек.
В соответствии с изменениями, временные строения должны располагаться на расстоянии не менее 15 метров от других зданий и сооружений или у противопожарных стен. На землях общего пользования населенных пунктов запрещается разводить костры, а также сжигать мусор, траву, листву и иные отходы, материалы или изделия, кроме как в местах и (или) способами, установленными органами местного самоуправления.

Согласно постановлению Правительства РФ от 20 сентября 2016 № 947 работы, связанные с применением легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, выполняемые в помещениях, должны проводиться в вытяжных шкафах или под вытяжными зонтами при включенной местной вытяжной вентиляции. При отключенных или неисправных системах вентиляции проводить работы с такими жидкостями запрещается.

Новые правила вступят в силу с 27 сентября 2017 года.

О порядке взимания платы за домофон

В соответствии с ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса РФ (далее — ЖК РФ) по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.

На основании ч. 3 ст. 162 ЖК РФ в договоре управления многоквартирными жилыми домами должны быть предусмотрены состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядок изменения такого перечня.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее — Правила), согласно п. 2 которых в состав общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме включаются: межквартирные лестничные площадки; лестницы; коридоры; технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование.

Домофон, как оборудование, находящееся в многоквартирном доме, и обслуживающее более одного помещения, отвечает признакам общего имущества в многоквартирном доме, в связи с чем принадлежит на праве собственности собственникам помещений в многоквартирном доме.

Согласно п. 1 Правил состав общего имущества определяется в целях выполнения обязанности по содержанию общего имущества собственниками помещений в многоквартирном доме.

Таким образом, в случае, если техническое обслуживание запирающих устройств (домофона) предусмотрено договором управления многоквартирным домом, то оплата данного вида работ производится из состава платы за содержание и ремонт жилого помещения, которая устанавливается в порядке, предусмотренном ст. 157 ЖК РФ.

В случае же если договором управления многоквартирным домом в составе работ по содержанию и ремонту общего имущества не предусмотрено техническое обслуживание запирающего устройства (домофона), то для начисления такой платы необходимо решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме и заключение соответствующего договора с управляющей организацией или с организацией, осуществляющей обслуживание домофона.

Такое решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в зависимости от конструкции взаимоотношений принимается в порядке, предусмотренном ст.ст. 44 — 48 ЖК РФ или в порядке, предусмотренном главой 9.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случае, когда ЖК РФ не предусматривает возможности принятия таких решений.

В указанном случае тариф на обслуживание домофона, в том числе порядок его изменения, а также порядок внесения платы за такое обслуживание устанавливается в договоре между организацией, осуществляющей соответствующий вид деятельности, и собственниками помещений в многоквартирном доме или по их поручению с управляющей организацией.

Принято постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 №36, разъясняющее порядок применения судами ряда положений КАС РФ

Одновременно это постановление отменяет действовавшее до последнего времени Постановление Пленума ВС РФ от 10 февраля 2009 г. № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия), органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих».

ВС РФ особо подчеркнул право судов рассматривать другие административные дела в случае, если в ходе судебного заседания был объявлен перерыв (п. 7 Постановления № 36).

Пленум ВС РФ не обошел вниманием и спорные ситуации, возникающие при определении подсудности дел. Так, в случае, если полномочия органа, чьи решения оспариваются, распространяются сразу на несколько районов, рассматривать заявление предлагается суду того района, на территории которого исполняется оспариваемое решение или возникли правовые последствия оспариваемых действий. Это же правило распространяется и на случаи, когда в суде оспариваются действия судебных приставов-исполнителей.

ВС РФ разъяснил положения, касающиеся защиты некоторых прав и законных интересов несовершеннолетних. Так, решения судов в отношении граждан этой категории, в полном объеме объявлению не подлежат. Оглашению подлежит только резолютивная часть таких решений независимо от порядка проведения судебного заседания — открытого либо закрытого (п. 4 Постановления № 36).

Лицам, в защиту прав которых было подано коллективное административное заявление, было отказано в возможности непосредственно участвовать в судебных заседаниях. Одновременно эти лица не извещаются о времени и месте проведения судебных заседаний. Однако они могут знакомиться с делом, копировать его материалы или делать выписки из них. Напомним, представлять интересы группы заявителей в суде имеет право лицо, которому участниками иска поручено ведение административного дела .

Кроме того, в случае, если гражданин, заявивший аналогичное коллективному требование, отказался присоединяться к коллективному заявлению, его исковое заявление будет рассмотрено в последнюю очередь — после принятие судом решения по коллективному иску. Причем принимать решение по индивидуальному спору суд будет с учетом обстоятельств, установленных в решении по коллективному иску. В обратном случае судье придется мотивировать свое несогласие с ранее установленными фактами (абз. 3 п. 16, абз. 3-4 п. 17 Постановления № 36).

Вопрос о применении мер предварительной защиты по административному иску был решен судьями следующим образом. Так, помимо перечисленных в ч. 2 ст. 85 КАС РФ мер, таких, как приостановление оспариваемого решения или запрет совершения определенных действий, судам предлагается применять:
• наложение ареста на имущество, принадлежащее административному ответчику;
• возложение на административного ответчика и иных лиц, в том числе не участвующих в судебном процессе, обязанности совершить определенные действия;
• приостановление взыскания по исполнительному документу.

При этом уточняется, что до предъявления административного искового заявления и принятия его к производству меры предварительной защиты по административному иску не принимаются. А для принятия решения о замене одной меры защиты на другую таких мер не требуется проведения отдельного судебного заседания (п. 27-28 Постановления № 36).

Также был очерчен круг дел, сроки рассмотрения и разрешения по которым не подлежат продлению. К ним отнесены административные дела о:
• защите избирательных прав и права на участие в референдуме;
• помещении иностранного гражданина в специальное учреждение для последующей депортации;
• принудительной госпитализации гражданина в стационар для оказания психиатрической помощи;
• административном надзоре над лицами, освободившимися из мест лишения свободы;
• защите интересов несовершеннолетнего или недееспособного лица, в случае отказа законного представителя от медицинского вмешательства (п. 34 Постановления № 36).

ВС РФ постановил, что суды могут не вести аудиопротоколирование только в случае неявки участников судебного процесса на заседание или если рассмотрение дела проводится без извещения участвующих в деле лиц.

Уголовная ответственность за угрозу убийством или причинением тяжкого вреда здоровью

Ст. 119 Уголовного кодекса РФ предусматривает уголовную ответственность за угрозу убийством или причинением тяжкого вреда здоровью, которую может нести вменяемое физическое лицо, достигшее возраста 16 лет.

Объективная сторона данного противоправного деяния характеризуется угрозами, высказанными в устной или письменной форме, в телефонном разговоре, по почте или через другие средства массовой информации. Угроза должна быть адресована потерпевшему, но может быть передана ему через третьих лиц. Одно из главных условий — угроза должна быть доведена до потерпевшего.

Не всякого рода угрозы могут быть признаны деянием с точки зрения данного состава. Очень важно, чтобы угроза была реальной и действительной, а не мнимой. Реальность означает, что имелись все основания опасаться ее осуществления. О реальности угрозы могут свидетельствовать демонстрация оружия перед потерпевшим, жесты устрашающего воздействия и т.п. 

Стоит отметить, что в определенных случаях угроза может быть пустой, произнесенной в ситуации, когда виновный и потерпевший не придают ей серьезного значения. Поэтому важно знать, использовал ли виновный угрозу как средство давления на волю потерпевшего с намерением вызвать у него чувство страха, боязни, дискомфорта. Если это установлено, угрозу следует считать реальной, даже если сам виновный приводить ее в исполнение не собирался, а лишь запугивал потерпевшего.

Субъективная сторона указанного преступления — прямой умысел виновного, охватывающий понимание того факта, что он реально угрожает убийством или причинением тяжкого вреда здоровью и может привести угрозу в исполнение немедленно. При этом мотив и цель не влияют на квалификацию, но могут быть учтены при назначении наказания.

В ряде случаев угроза является способом совершения других преступлений и рассматривается в качестве специальной нормы по отношению к ст. 119 УК РФ. К примеру, ст. 296 УК РФ говорит о наказуемости угроз в связи с осуществлением правосудия или производством предварительного расследования. В таком случае в соответствии с правилами квалификации деяния при конкуренции норм предпочтение отдается специальной норме, т.е. ст. 296 УК РФ.

Не подлежит применению разъясняемая правовая норма и в тех ситуациях, когда угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью является способом воздействия на потерпевшего, предусмотренным как признак объективной стороны преступления. Так, изнасилование, соединенное с угрозой убийством или причинением тяжкого вреда здоровью, квалифицируется по п. «б» ч. 2 ст. 131 УК без вменения ст. 119 УК РФ.

Квалифицирующий признак, указанный в ч. 2 ст. 119 УК РФ предусматривает повышенную ответственность за угрозу убийством или причинением тяжкого вреда здоровью по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы.

Определен стандарт начального общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья

В соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 утвержден федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, который с 1 сентября 2016 года вступил в законную силу.

Предметом регулирования Стандарта являются отношения в сфере образования следующих групп обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами (далее — обучающиеся с ОВЗ).

Положения настоящего Стандарта могут использоваться родителями (законными представителями) при получении обучающимися с ОВЗ начального общего образования в форме семейного образования, а также на дому или в медицинских организациях.

Основные функции Стандарта ОВЗ:

— максимально расширить охват детей с ОВЗ образованием, отвечающим их возможностям и потребностям;

— дать каждому ребенку возможность на практике реализовать Конституционное право на школьное образование вне зависимости от тяжести нарушения в развитии и типа учреждения, где он получает образование;

— гарантировать ребенку удовлетворение общих с обычными детьми и особых образовательных потребностей, создать оптимальные условия реализации его реабилитационного потенциала;

— обеспечить на практике возможность выбора стандарта образования, адекватного возможностям ребенка, отвечающего желаниям семьи и рекомендациям специалистов, сделать ясным диапазон возможных достижений ребенка при выборе того или иного варианта стандарта.

Стандарт направлен на решение следующих задач образования обучающихся с ОВЗ:
формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственно-эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое);
охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их социального и эмоционального благополучия;

формирование основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями;

формирование основ учебной деятельности;

создание специальных условий для получения образования в соответствии с возрастными, индивидуальными особенностями и особыми образовательными потребностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого обучающегося как субъекта отношений в сфере образования.

Для совместного обучения школьников с ОВЗ и обычных школьников в образовательных учреждениях должны быть созданы специально оборудованные места в классе, а также обеспечено наличие специальных учебников, рабочих тетрадей, дидактического материала, компьютерных инструментов обучения, отвечающих особым образовательным потребностям обучающихся с ОВЗ и позволяющих реализовывать выбранный вариант программы обучения.

Об электронных документах в суде

Федеральным законом от 23.06.2016 № 220-ФЗ внесены изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части применения электронных документов в деятельности органов судебной власти.

В соответствии с данным законом с 1 января 2017 года граждане Российской Федерации смогут подавать исковые заявления, ходатайства, жалобы, представления и другие документы в суды общей юрисдикции и арбитражные суды в электронной форме. Это изменение коснется и участников уголовного разбирательства.

Электронный документ должен быть подан путем заполнения специальной формы на официальном сайте конкретного суда и подписан электронной подписью гражданина. Прилагаемые документы также должны подаваться в электронной форме. Полученные от участника процесса документы в электронной форме будут рассматриваться судом как обычные иски, жалобы, доказательства его позиции по делу и т.д.

Судебные решения также смогут быть выражены в электронной форме, причем для арбитражных судов такая форма обязательна при наличии соответствующей технической возможности. Решения должны подписываться усиленной квалифицированной подписью судьи, а коллегиальные акты — усиленными электронными подписями всех судей.

Исключения коснуться тех судебных решений, которые затрагивают безопасность государства, права и законные интересы несовершеннолетних, охраняемую законом тайну и ряд других (в зависимости от вида судопроизводства) и они будут изготавливаться в форме бумажного документа. При этом в случае использования электронной формы, один экземпляр судебного решения будет дополнительно изготавливаться на бумаге.

Копия решения суда будет высылаться участникам процесса на бумажном носителе в случаях, если у этого суда нет технической возможности отправить решение в электронной форме или по их просьбе.

В арбитражных судах копия электронного судебного решения, определения будет направляться лицам, участвующим в деле, через официальный сайт конкретного суда в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после его принятия.
В судах общей юрисдикции скан-копия судебного акта будет направляться участнику по его просьбе или с его согласия.

Указанные правила получения документов распространяются также на судебные акты и иные документы, используемые в административном производстве в соответствии с Кодексом административного судопроизводства.

Получить судебные документы в электронной форме можно с 1 января 2017 года, а судебный приказ в арбитражном процессе, начиная с 1 июля 2016 года.

Порядок приема, регистрации и разрешения сообщения о преступлении

В соответствии со ст. 144 УПК РФ дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа обязаны принять и проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах имеющейся компетенции вынести по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня его поступления.

Данная правовая норма является одним из проявлений общего правила, закрепленного в ст. 2 Конституции РФ, согласно которому признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина является обязанностью государства.

При проверке сообщения о преступлении вышеуказанные должностные лица вправе получать объяснения, образцы для сравнительного исследования, истребовать документы и предметы, изымать их в установленном порядке, назначать судебную экспертизу, принимать участие в ее производстве и получать заключение эксперта в разумный срок, производить осмотр места происшествия, документов, предметов, трупов, освидетельствование, требовать производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов, привлекать к участию в этих действиях специалистов, давать органу дознания обязательное для исполнения письменное поручение о проведении оперативно-розыскных мероприятий.

В случае необходимости производства документальных проверок, ревизий, судебных экспертиз, исследований документов, предметов, трупов, срок рассмотрения сообщения о преступлении может быть продлен до 10, а в последующем — до 30 суток с указанием на конкретные, фактические обстоятельства, послужившие основанием для продления.

После принятия сообщения о преступлении заявителю выдается талон-уведомление, в котором указываются данные о лице, его принявшем, а также дата и временя его принятия. Отказ в приеме сообщения о преступлении может быть обжалован гражданами прокурору или в суд в порядке, предусмотренном ст. ст. 124, 125 УПК РФ.

Согласно ст. 145 УПК РФ по результатам рассмотрения сообщения о преступлении органом предварительного расследования принимается решение о возбуждении уголовного дела, об отказе в возбуждении уголовного дела либо о передаче сообщения по подследственности, а по делам частного обвинения — мировому судье.

О принятом решении в течение 24 часов с момента его вынесения сообщается прокурору и заявителю, которому при этом разъясняется его право обжаловать данное решение и порядок обжалования (ч. 4 ст. 148 УПК РФ).

По общему правилу процессуальное решение, принятое по окончанию доследственной проверки, может быть обжаловано заинтересованными лицами вышестоящему руководителю следственного органа, прокурору или в суд.

С 1 января 2017 года вступают в силу положения Федерального закона от 03.07.2016 N 254-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

С 1 января 2017 года вступают в силу положения Федерального закона от 03.07.2016 N 254-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В частности изменения вносятся в ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», которая будет дополнена новыми определениями «накопленный вред окружающей среде» и «объекты накопленного вреда окружающей среде».

Так, под накопленным вредом окружающей среде будет пониматься вред окружающей среде, возникший в результате прошлой экономической и иной деятельности, обязанности по устранению которого не были выполнены либо были выполнены не в полном объеме; а объектами накопленного вреда окружающей среде будут являться территории и акватории, на которых выявлен накопленный вред окружающей среде, объекты капитального строительства и объекты размещения отходов, являющиеся источником накопленного вреда окружающей среде.

Кроме того, в Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» вводится новая глава XIV.1 «Ликвидация накопленного вреда окружающей среде», которая определяет порядок инвентаризации, оценки и учета объектов накопленного вреда окружающей среде. Выявление и оценку объектов накопленного вреда окружающей среде вправе проводить органы государственной власти субъектов Российской Федерации или органы местного самоуправления.

При этом если выявление и оценку объектов накопленного вреда окружающей среде вправе проводить органы государственной власти субъектов Российской Федерации или органы местного самоуправления, то учет объектов накопленного вреда окружающей среде осуществляется посредством их включения в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде (далее — ГРОНВОС). ГРОНВОС ведется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти Новыми положениями определен порядок организации работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде .

Указывается, что ликвидация накопленного вреда окружающей среде осуществляется на объектах накопленного вреда окружающей среде, включенных в ГРОНВОС. При этом организацию работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде вправе осуществлять органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.

В случаях, установленных Правительством Российской Федерации, организацию работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде проводит федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственное управление в области охраны окружающей среды.

Порядок организации работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде устанавливается Правительством Российской Федерации (в настоящее время не принят).

О прожиточном минимуме

Постановлением Правительства РФ от 6 сентября 2016 г. № 882 «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации за II квартал 2016 г.» определена величина прожиточного минимума в целом по России за II квартал 2016 г.

Величина прожиточного минимума в целом по России за II квартал 2016 г. равна 9 956 руб. Для трудоспособного населения — 10 722 руб., для пенсионеров — 8 163 руб., для детей — 9 861 руб.

Прожиточный минимум представляет собой стоимостную оценку минимального набора продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности. При этом стоимость товаров и услуг определяется в соотношении со стоимостью минимального набора продуктов питания. В прожиточный минимум включены также обязательные платежи и сборы.

Освобождение от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием

В соответствии с ч. 1 ст. 75 УК РФ лицо, впервые совершившее преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобождено от уголовной ответственности, если после совершения преступления добровольно явилось с повинной, способствовало раскрытию преступления, возместило причиненный ущерб или иным образом загладило вред, причиненный в результате преступления, и вследствие деятельного раскаяния перестало быть общественно опасным.

Таким образом, в данной норме определены условия, при которых лицо может быть освобождено от уголовной ответственности по рассматриваемому основанию.

Прежде всего, таким условием является факт совершения преступления впервые.
Это означает, что лицо ранее вообще не совершало преступлений или освобождалось от уголовной ответственности за совершенное преступление или ранее осуждалось, но судимость снята или погашена в установленном законом порядке и, следовательно, правовых последствий судимости не имеется.

Далее, освобождение от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием возможно только в том случае, если совершенное преступление относится к категории небольшой или средней тяжести (категории преступлений указаны в ст. 15 УК РФ).

Следующим обязательным условием, с которым закон связывает возможность освобождения от уголовной ответственности, является позитивное посткриминальное поведение виновного.

Для прекращения уголовного дела в связи с деятельным раскаянием необходимо, чтобы лицо, совершившее преступление, добровольно явилось с повинной и способствовало раскрытию преступления. В тех случаях, когда какое-либо из условий отсутствует и вместо явки с повинной и помощи в раскрытии преступления имеет место, например, только чистосердечное раскаяние, применение ст. 28 УПК РФ невозможно, поскольку указанные в законе обстоятельства, позволяющие в совокупности сделать вывод о деятельном раскаянии, будут являться всего лишь обстоятельствами, смягчающими наказание.

Способствование раскрытию преступления означает совершение действий, направленных на полное раскрытие преступления, в том числе на обнаружение ценностей, добытых в результате совершения преступления.

Способствованием будет, например, указание в явке с повинной лиц, принимавших вместе с виновным участие в совершении преступления, места нахождения орудий и оружия преступления, похищенного имущества, трупа и другие действия, имеющие значение для полного, объективного и оперативного раскрытия преступления.

Возмещение причиненного ущерба и заглаживание вреда может состояться как в форме выплаты оговоренной денежной суммы, так и в устранении вреда в натуральной форме (передача потерпевшему равноценного иного имущества вместо поврежденного или уничтоженного, исправление поврежденного имущества, одежды, транспортных средств и т.д.). Возможно заглаживание и морального вреда, принесение публичного извинения оскорбленному и т.д.

Сущность деятельного раскаяния, как вида позитивного посткриминального поведения, заключается в том, что лицо, признавая свою вину, не только словесно выражает раскаяние в содеянном, но и подтверждает его конкретными поступками: добровольная явка с повинной, активное способствование раскрытию преступления, изобличению других соучастников и розыску имущества, добытого в результате преступления, добровольное возмещение имущественного ущерба и морального вреда, причиненных в результате преступления, иные действия, направленные на заглаживание вреда, причиненного потерпевшему (п. п. «и», «к» ст. 61, 75 УК).
Основными признаками данного правового института являются: общественная полезность, правомерность, активность и добровольность предпринимаемых действий.

Деятельное раскаяние — это не только покаяние, сожаление о содеянном, страдание о происшедшем. Страдание и переживание лица, совершившего преступление, может быть учтено при назначении судом наказания за содеянное, но этого не достаточно для освобождения лица от уголовной ответственности и, следовательно, прекращения уголовного преследования на основании ст. 28 УПК РФ. Раскаяние, по замыслу законодателя, должно быть деятельным, активным, быть выражено в реальных поступках позитивного характера.

Частью 2 ст. 75 УК РФ установлена возможность применения освобождения от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием и в отношении лиц, совершивших тяжкие и особо тяжкие преступления. Но такое освобождение возможно только в случаях, специально предусмотренных примечаниями к соответствующим статьям Особенной части УК РФ.

Субъектам малого и среднего предпринимательства, впервые совершившим административное правонарушение, штраф будет заменен на предупреждение

В Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 316-ФЗ внесены изменения.

Так, с 4 июля 2016 года к субъектам малого и среднего предпринимательства при первичном выявлении в ходе проведения контрольно-надзорных мероприятий допущенных ими нарушений административное наказание будет применяться исключительно в виде предупреждения.

В случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено санкцией соответствующей статьи КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, то наказание в виде штрафа может быть заменено на предупреждение.

Следует отметить, что предупреждение будет назначаться субъектам малого и среднего предпринимательства и их должностным лицам за впервые совершённые административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия народов Российской Федерации, безопасности государства, при отсутствии угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Административное наказание в виде административного штрафа не подлежит замене на предупреждение в случае совершения административных правонарушений, предусмотренных статьями 14.31 — 14.33, 19.3, 19.5, 19.5.1, 19.6, 19.8 — 19.8.2, 19.23, частями 2 и 3 статьи 19.27, статьями 19.28, 19.29, 19.30, 19.33 КоАП РФ.

Изменения вступили в силу с 4 июля 2016 года.

Выходные дни в 2017 году

6 августа 2016 года опубликовано постановление Правительства Российской Федерации от 04.08.2016 № 756 «О переносе выходных дней в 2017 году».

В 2017 году в связи с совпадением нерабочих праздничных дней с выходными производится перенос в производственном календаре выходных дней: с 1 января (воскресенье) на 24 февраля (пятница); с 7 января (суббота) на 8 мая (понедельник); с 4 ноября (суббота) на 6 ноября (понедельник).

Таким образом, в 2017 году выходными днями в связи с праздниками будут:

31 декабря 2016 года-8 января 2017 года;

23-26 февраля;

8 марта;

29 апреля-1 мая;

6-9 мая;

10-12 июня;

4-6 ноября.

О квалификации мошенничества в сфере кредитования и незаконного получения кредита

После вступления в законную силу ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 29.11.2012 № 207-ФЗ, положения которого дифференцировали мошенничество, у некоторых правоприменителей стали возникать определенные сложности при разграничении таких противоправных деяний, как мошенничество в сфере кредитования и незаконное получения кредита.

В соответствии с ч. 1 ст. 159.1 УК РФ под мошенничеством в сфере кредитования понимается хищение денежных средств заемщиком путем предоставления банку или иному кредитору заведомо ложных и (или) недостоверных сведений.

В силу ст. 176 УК РФ незаконным получением кредита признается получение индивидуальным предпринимателем или руководителем организации кредита либо льготных условий кредитования путем представления банку или иному кредитору заведомо ложных сведений о хозяйственном положении либо финансовом состоянии индивидуального предпринимателя или организации, при условии если указанные действия причинили определенный ущерб.

Действительно, указанные преступления практически полностью совпадают по способу их совершения, но вместе с тем, между ними существуют и принципиальные различия. 

Для правильного разграничения мошенничества в сфере кредитования и незаконного получения кредита необходимо учитывать следующие обстоятельства.

Объектом преступления, предусмотренного ст. 159.1 УК РФ, являются интересы собственности, субъектом — заемщик, отвечающий всем признакам субъекта преступления, вне зависимости от того осуществляет ли он предпринимательскую деятельность.

Объектом незаконного получения кредита выступает нормальная экономическая деятельность хозяйствующих субъектов, а само деяние может быть совершено только специальным субъектом — индивидуальным предпринимателем либо руководителем организации.

Еще одним принципиальным различием данных преступлений является содержание их субъективной стороны.

Так, при совершении мошенничества в сфере кредитования заемщик изначально имеет умысел на хищение денежных средств кредитора, осознает противоправность своих действий и желает наступления последствий в виде причинения кредитной организации имущественного ущерба.

Субъект же незаконного получения кредита имеет умысел лишь на незаконное получение кредита, при этом цель обращения чужих денежных средств в свою собственность у него отсутствует, он планирует добросовестно исполнять взятые на себя обязательства по кредитному договору, но в дальнейшем в силу объективных и субъективных причин у него пропадает возможность вернуть занятые денежные средства.

Частное обвинение или как защититься самому

В связи с многочисленными обращениями граждан в органы внутренних дел и прокуратуру возникла необходимость в разъяснении порядка и условий возбуждения и производства по уголовным делам частного обвинения.
Данные уголовные дела возбуждаются мировым судьей не иначе как по заявлению потерпевшего, поданному мировому судье.

В соответствии со ст. 20 УПК РФ, уголовными делами частного обвинения являются дела о преступлениях, предусмотренных:
— частью 1 статьи 115 УК РФ — умышленное причинение легкого вреда здоровью, вызвавшего кратковременное расстройство здоровья или незначительную стойкую утрату общей трудоспособности (при отсутствии специальных квалифицирующих признаков).
— статьей 116.1 УК РФ — нанесение побоев или совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль, но не повлекших последствий, указанных в статье 115 УК РФ и не содержащих признаков состава преступления, предусмотренного статьей 116 УК РФ, лицом, подвергнутым административному наказанию за аналогичное деяние.

— частью 1 статьи 128.1 УК РФ — клевета, то есть распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию (при отсутствии специальных квалифицирующих признаков).

При получении сообщений об указанных преступлениях, органы полиции обязаны проводить проверку. Вместе с тем, возбудить уголовное дело, как того зачастую требует заявитель, данные органы не могут.

По делам частного обвинения органы полиции имеют право возбудить уголовное дело только в случае, если преступление совершено в отношении лица, которое в силу зависимого или беспомощного состояния либо по иным причинам не может защищать свои права и законные интересы. К иным причинам относится также случай совершения преступления лицом, данные о котором не известны

При этом, зависимое состояние и невозможность самостоятельной защиты прав должно подтверждаться не только мнением потерпевшей стороны («Я его боюсь!»), но и другими сведениями, документами.

Кроме того, если в ходе проведенной проверки установлена личность лица, совершившего одно из вышеуказанных преступлений, уголовно дело также не может быть возбуждено, даже не смотря на отсутствие данных о лице на момент обращения в правоохранительные органы.

Правоохранительные органы при проведении проверок в порядке ст.ст. 144-145 УПК РФ могут помощь установить лицо, совершившее противоправные действия, но последующая судьба заявления о преступлении целиком ложится на заявителя.

И так, если в отношении Вас совершено преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 115 УК РФ, ст. 116.1 УК РФ или ч. 1 ст. 128.1 УК РФ и лицо, совершившее его известно необходимо сразу обращаться в мировой суд с заявлением о возбуждении уголовного дела частного обвинения. Это сэкономит и время и силы.

В заявлении о возбуждении уголовного дела частного обвинения должно быть указано:
— наименование суда, в который оно подается;

— описание события преступления, места, времени, а также обстоятельств его совершения;

— просьбу, адресованную суду, о принятии уголовного дела к производству;

— данные о потерпевшем, а также о документах, удостоверяющих его личность;

— данные о лице, привлекаемом к уголовной ответственности;

— список свидетелей, которых необходимо вызвать в суд;

— подпись лица, его подавшего.

Кроме того, в заявлении целесообразно указывать сведения о проверке, проведенной правоохранительными органами, если таковая проводилась.
Заявление с приложенными документами, а также копиями заявления по числу участвующих лиц, подается непосредственно соответствующему мировому судье.

Подача заявления о возбуждении уголовного дела частного обвинения не облагается государственной пошлиной.

Таким образом, для защиты своих интересов необходимо лишь немного времени для написания заявления в суд без ожидания результатов проверки, проводимой правоохранительными органами и решения вопроса о возбуждении или отказе в возбуждении уголовного дела.

Самостоятельное обращение в суд с заявлением о возбуждении уголовного дела частного обвинения экономит время, силы, а также больше способствует скорому и объективному разрешению конфликта.

Мошенничество или  все-таки сделка?

В настоящее время участились случаи обращения в правоохранительные органы и прокуратуру обращения граждан по вопросу совершения в отношении них мошеннических действий.

При этом, под мошенничеством в большинстве случаев понимаются ВСЕ действия, с которыми не согласен заявитель. 

Как правило, все ситуации можно разделить на 2 типа, это:

1. Неисполнение заключенных договоров. Так, например, И. (далее — продавец) заключил с А. (далее — покупатель) договор купли-продажи, по которому продавец обязан был поставить товар, а покупатель его оплатить. Однако по истечении договора либо продавец не передал товар, либо покупатель его не оплатил.

2. Ненадлежащее исполнение договоров. Заключен все тот же договор. Однако при получении товара (например, техника) «покупатель» остался недовольным полученным.

В обоих случаях пострадавшая сторона, как правило, безапелляционно утверждает о совершении в отношении нее мошеннических действий («Он взял с меня деньги, а мне ничего не отдал!!!», «Я отдал товар, а деньги мне не заплатили!!!», «Мне сказали, что прибор хороший, но это оказалась бесполезная вещь и я решил его вернуть!!!») и обозначает другую сторону «мошенником».
Однако, далеко не во всех случаях можно уверенного говорить о совершении преступления.

Есть такое понятие, урегулированное гражданским законодательством, как «сделка». ЛЮБАЯ сделка основана на риске: при покупке товара, особенно технически сложного, ни Вы, ни продавец не может гарантировать полного удовлетворения от его работы в силу объективных причин (продавец его не изготавливал, не испытывал и знает о технике не более того, что написано в инструкции; техника может ломаться или не дать ожидаемого результата).

Вместе с тем следует насторожиться, если:

o при предложении товара продавец не показывает его, не дает его осмотреть и просит сначала оплату товар, а потом (через длительное время) его перечу («Давайте Вы сейчас оплатите, а товар я привезу завтра!»);

o при явном отсутствии необходимой квалификации показывает себя экспертом. («Какая разница, кто я?!! Я же говорю, что товар излечит Все Ваши «болячки»);

o явно скрывает недостатки предлагаемого товара («Он Вам обязательно поможет, противопоказаний и недостатков у него нет!»);

o намеренно скрывает свои данные (с целью последующей невозможности возврата товара) («Я гарантирую качество товара!!! Вы сами не захотите его возвращать!!!») либо уклончиво отвечает на вопросы о местонахождении продавца («Мы давно на рынке! Нашу компанию можно легко найти в Интернете.»);

o не выдает документов об оплате либо выданные документы сомнительны («Я дам Вам расписку!»).

Но даже в этом случае нельзя говорить, что перед Вами мошенник.

Покупая что-то, следует помнить, что:

На основную массу товаров отсутствуют предельные наценки. Продавая технически сложные вещи, продавец сам устанавливает цену и старается оправдать ее. А соглашаться или нет с предложенной ценой — это Ваш выбор (Если кто-то продает одеяло и просит за него 20 000 руб., это не мошенничество!);

Сомневайтесь в предложении. Ни одна вещь не имеет недостатков. Интересуйтесь недостатками и противопоказаниями (особенно, если предлагают, якобы, медицинский прибор);

Использование медицинских приборов может рекомендовать ТОЛЬКО врач, который НИКОГДА не будет принимать на улице;

Перед покупкой просите показать товар, осмотрите его, попросите показать, как им пользоваться;

Перед покупкой подробно изучите инструкцию и свойства товара;
! Требуйте документы об оплате, на которых указаны все реквизиты продавца (название, адрес осуществления деятельности, ИНН и др.).

Всегда имейте ввиду:
Если Вы купили товар, а он Вам не понравился, это не повод обвинять продавца в мошенничестве. Мошенничество — это преступление, за которое возможно наказание до 10 лет лишения свободы. По-этому подумайте, в чем вы обвиняете человека.

Когда предусмотрена поставка товара со склада, но товар не поступил выясните, по какой причине товар Вам не поставлен, где находится склад. Если товар Вам не привезли по причине, не зависящей от продавца (например, сломался автомобиль, либо товар заказано на заводе, но изготовитель не привез его), это не является мошенничеством.

В случае, когда Вы осмотрели товар, заплатили за него без принуждения, но придя домой попробовали и Вам не понравилась его работа, это не мошенничество.
Если после покупки, Вы решили, что «переплатили» за товар, это не мошенничество.

Однако, если Вы каким-либо образом пострадали при совершении сделки, это не повод опускать руки. Любая следка может быть оспорена в суде и защитить нарушенные права возможно посредством обращения в суд с исковым заявлением.
Сделка может быть признана судом недействительной, например, в случае, если она:
противоречит требованиям закона;
совершена с целью, заведомо противной основам правопорядка или нравственности;
совершена лишь для вида, без намерения создать соответствующие ей правовые последствия (мнимая сделка);
совершена с целью прикрыть другую сделку (притворная сделка);
совершена гражданином, признанным недееспособным либо ограниченным в дееспособности;
совершена лицом, не достигшим 14-летнего возраста (кроме мелких бытовых сделок);
совершена в отношении имущества, оборот которого запрещен;
совершена под влиянием заблуждения;
совершена под влиянием обмана, насилия, угрозы или неблагоприятных обстоятельств.

Как правило, оспаривание сделки в порядке гражданского судопроизводства является наиболее действенным и быстрым способом решения проблемы.

О заработной плате

Право на получение заработной платы гарантировано ст. 37 Конституции Российской Федерации. Размер заработной платы работнику устанавливается трудовым договором (ст. 135 Трудового кодекса РФ).

Выплата заработной платы должна производиться не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, трудовым договором.
Оплата отпуска производится не позднее чем за три дня до его начала.

В силу требований ст. 136 Трудового кодекса РФ работнику должен выдаваться расчетный лист с указанием составных частей заработной платы, удержаний и размера суммы к выплате.

Соглашаясь на выплату заработной платы в «конвертах» или на руки без трудового договора или в меньшем размере, чем указано в трудовом договоре, работник лишает себя следующих социальных гарантий:
— на «серую» часть зарплаты работодатель не производит отчисления в пенсионный фонд и фонд социального страхования, а значит — не будет достойной пенсии и оплаты временной нетрудоспособности;
— зарплата «в конвертах» или так называемая «серая зарплата» чревата неполучением пособий по беременности и родам, во время отпуска по уходу за ребенком; — на «серую» часть зарплаты невозможно получить налоговые вычеты;
— при предоставлении кредитов зачастую требуется представить справки по форме 2-НДФЛ, в которых отражена лишь «официальная» часть зарплаты. Имеющему достаточный реальный доход работнику кредит на необходимых условиях может стать недоступным;
— при конфликтной ситуации в момент увольнения работодатель может произвести окончательный расчет по «официальной» части зарплаты и не отдать «серую» часть.

Таким образом, «серые» зарплаты и трудовые отношения без оформления — выгода для недобросовестных работодателей и угроза для прав работников.

Если вам платят «в конвертах» или без трудового договора, обращайтесь в прокуратуру, государственную инспекцию труда, налоговую инспекцию, пенсионный фонд, фонд социального страхования, управления труда и занятости населения, местные администрации».

Ответственность работодателя за невыплату заработной платы

Известно, что невыплата заработной платы свыше двух месяцев влечет привлечение виновного работодателя к уголовной ответственности по ст. 145.1 Уголовного кодекса РФ.

Вместе с тем, Федеральным законом № 272-ФЗ от 03.07.2016 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам повышения ответственности работодателей за нарушения законодательства в части, касающейся оплаты труда» Кодекс РФ об административных правонарушениях дополнен специальными составами, регламентирующими привлечение к административной ответственности за невыплату заработной платы, диспозиция которых описана в частях 6 и 7 статьи 5.27.

Так, за невыплату заработной платы или неполную выплату в установленный срок заработной платы, других выплат осуществляемых в рамках трудовых отношений, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, последует привлечение к административной ответственности по ч. 6 рассматриваемой статьи Кодекса в редакции ФЗ-272.
В качестве санкций за совершение данного правонарушения установлены объявление предупреждения или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 тыс. до 20 тыс. рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 1 тыс. до 5 тыс. рублей; на юридических лиц — от 30 тыс. до 50 тыс. рублей.
Невыплата заработной платы лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное правонарушение, если это действие не содержит уголовно-наказуемого деяния квалифицируется по ч. 7 той же статьи Кодекса в редакции ФЗ-272, санкцией которой предусмотрено наложение штрафа на должностных лиц в размере от 20 тыс до 30 тыс. рублей или дисквалификация на срок от одного до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, — от 10 тыс. до 30 тыс. рублей; на юридических лиц — от 50 тыс. до 100 тыс. рублей.

Обращаем внимание на то, что анализируемые дополнения к ст. 5.27 КоАП РФ вступят в силу 03.10.2016.
В настоящее время действия работодателя, связанные с невыплатой заработной платы при отсутствии признаков преступления, предусмотренного ст. 145.1 Уголовного кодекса РФ, квалифицируются по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ как нарушение им трудового законодательства.

Невыплата заработной платы лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, образует состав правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 5.27 Кодекса в действующей редакции».

Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации дополнен главой, устанавливающей порядок рассмотрения административных исковых заявлений о защите интересов несовершеннолетнего

Федеральным законом от 28 июня 2016 года № 223-ФЗ Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации дополнен главой, устанавливающей порядок рассмотрения административных исковых заявлений о защите интересов несовершеннолетнего или лица, признанного в установленном порядке недееспособным, при отказе законного представителя от медицинского вмешательства, необходимого для спасения жизни.

Административное исковое подается в суд по месту нахождения медицинской организации, обратившейся с таким административным исковым заявлением.

К указанному заявлению в обязательном порядке прикладываются заключение врачебной комиссии медицинской организации с указанием диагноза, документы, подтверждающие отказ законного представителя несовершеннолетнего от медицинского вмешательства, необходимого для спасения его жизни, а также уведомление органа опеки и попечительства о подаче заявления о защите интересов ребенка.

О времени и месте рассмотрения административного дела извещаются лицо, отказавшееся от медицинского вмешательства в отношении несовершеннолетнего или лица, признанного в установленном порядке недееспособным, медицинская организация, подавшая административное исковое заявление, орган опеки и попечительства, прокурор.

Неявка указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не препятствует рассмотрению и разрешению административного дела, за исключением случаев, если их явка признана судом обязательной.

К участию в деле может быть привлечено лицо, в отношении которого решается вопрос о медицинском вмешательстве.
Административное дело рассматривается судом в течение пяти дней со дня принятия заявления к производству суда, а при наличии ходатайства медицинской организации о медицинском вмешательстве в экстренной форме — в день его поступления.

В случае установления наличия оснований для медицинского вмешательства в целях спасения жизни ребенка суд принимает решение об удовлетворении иска, которое является основанием для медицинского вмешательства в отношении несовершеннолетнего.

Применение электронных документов в уголовном судопроизводстве

Федеральным законом РФ от 23.06.2016 № 220-ФЗ внесены изменения в Уголовно-процессуальный кодекс РФ в части применения электронных документов в деятельности суда.

Глава 56 УПК РФ дополнена новой статьей 474.1 «Порядок использования электронных документов в уголовном судопроизводстве», в соответствии с которой ходатайство, заявление, жалоба, представление могут быть поданы в суд в форме электронного документа, подписанного лицом, направившим такой документ, электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации, посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда.
Материалы, приложенные к ходатайству, заявлению, жалобе, представлению, также подаются в форме электронных документов.

Судебное решение, за исключением решения, содержащего сведения, составляющие охраняемую федеральным законом тайну, затрагивающие безопасность государства, права и законные интересы несовершеннолетних, решения по делам о преступлениях против половой неприкосновенности и половой свободы личности, также может быть изготовлено в форме электронного документа, который подписывается судьей усиленной квалифицированной электронной подписью. При изготовлении судебного решения в форме электронного документа дополнительно изготавливается экземпляр судебного решения на бумажном носителе.

По просьбе либо с согласия участника уголовного судопроизводства копия судебного решения в электронной форме может быть направлена ему с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Изменения вступают в силу с 01.01.2017.

Внесены изменения в Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов

Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 21 июля 2016 года №173 внесены изменения в Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, которые вступили в силу 12 августа 2016 года.

Согласно изменениям подозреваемый, обвиняемый или осужденный, который своим поведением дает основания полагать, что может причинить вред себе или иным лицам, по письменному указанию начальника СИЗО либо лица, исполняющего его обязанности, а при их отсутствии — дежурного помощника переводится в камеру для временной изоляции.

Администрацией СИЗО незамедлительно вызывается бригада скорой медицинской помощи для принятия решения работником скорой медицинской помощи о целесообразности госпитализации подозреваемого, обвиняемого или осужденного.

Камеры для временной изоляции с внутренней стороны оснащаются упругим или пружинящим покрытием, искусственным освещением, а также вентиляционным оборудованием.

Камеры для временной изоляции оснащаются в соответствии с нормами проектирования следственных изоляторов и тюрем.